5 февраля 1943 года — день освобождения Старого Оскола 

Ожесточенные бои за него шли зимой 43-го года. Потери были велики, но воинов Красной армии не остановили ни смертоносный огонь, ни морозы. После освобождения Старый Оскол сыграл важнейшую роль во время знаменитой Курской битвы, а затем стал плацдармом для наступления на Запад. 
Бои за Старый Оскол стали одними из самых кровопролитных в ходе зимнего наступления советских войск. В частях, которые освобождали город, погиб каждый третий солдат. Большую роль в сражении за Старый Оскол сыграли тогда лыжные бригады. «Белые призраки» – так их называли солдаты вермахта за цвет маск-халатов и умение перемещаться быстро и незаметно для врага. В условиях сильных морозов и метелей зимы 43-го только они могли преодолевать десятки километров и вести бой там, где не могла пройти техника. Именно лыжные бригады в конце января подготовили плацдарм для наступления советской армии, освободив сёла южнее Старого Оскола. 
В это время активные боевые действия шли на северных рубежах города. На помощь окружённому гарнизону фашистов пробивались 500 солдат вермахта. На их пути оказался разъезд у села Набокино, который охраняли 17 бойцов бронебойщиков. Они были вооружены только противотанковыми ружьями. Несмотря на численный перевес противника, им удалось продержаться несколько часов до прибытия подкрепления. В живых осталось только четверо. 
5 февраля город штурмом освободили солдаты 340-й и 107-й стрелковых дивизий. В Старом Осколе они увидели одни развалины. 
«Большие разрушения были механического завода, конфетной фабрики, исторических зданий, которые были воздвигнуты ещё при Екатерине Второй. Они старались разрушить всё, после себя оставить пепел», — говорит ветеран Владимир Лучшев. 
Для развития успеха на Западном направлении в июне 43-го Государственный комитет обороны поручил в кратчайшие сроки построить с нуля железную дорогу длиной в 95 километров. Она должна была соединить Старый Оскол с ближайшей в направлении Курска станцией Ржава. По плану строительство должны были закончить через два месяца. Работы не прекращались ни на день, даже когда неподалёку проходили ожесточённые бои. В пробный рейс первый поезд по железной дороге от Старого Оскола до Ржавы отправился уже через 32 дня. 
«Работали весь световой день: одни копали землю, насыпали в носилки, другие носили эти носилки носили на линию, где должна была дорога проходить, третьи – трамбовали. Дисциплина была, слаженность была, дружба была», — говорит Александра Акульшина. 
Из-за того сколько сил было вложено в строительство, эту дорогу назовут «дорогой мужества. С её помощью удалось разгрузить соседние железнодорожные ветки. Переброска орудий, боеприпасов и продовольствия к линии фронта увеличилась в разы. В возведении дороги было задействовано несколько железнодорожных бригад и две тысячи красноармейцев. Однако главный вклад внесли местные жители. Их было 20 тысяч. Почти все мужчины были на фронте, поэтому трудились на стройке в основном женщины и дети. 
«Большинство из нас было из деревни, не видели тогда ещё ничего, кроме полуторки. Все были удивлены, как такая машина едет по такой дороге. «Ура!» кричали», — вспоминает Александра Акульшина. 
После освобождения Старый Оскол стал одним из ключевых плацдармов для развития успеха на Западном направлении. Он сыграл одну из главных ролей в снабжении армии во время решающего сражения 43-го года на Курской дуге.

Добавить комментарий